Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

Научное общество "Фемида"

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ НОУ «ФЕМИДА»

в рамках региональной площадки «Учебные суды»

В современных условиях одним из важнейших приоритетов модернизации системы воспитания в российских общеобразовательных учреждениях является развитие правового воспитания школьников,  которое направлено на решение актуальных задач по формированию уважения к правам и свободам других людей, высокого уровня правосознания и правовой культуры. Главная задача школы заключается в том, чтобы обучающийся при выходе из общеобразовательного учреждения знал и умел защищать свои права, мог использовать возможности правовой системы государства, а также соблюдал права и законные интересы других людей.

Знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания; необходимо ввести школьников в правовое пространство, сформировать мотивационную готовность к изучению права, дать навыки использования правовой информации и обращения к квалифицированной юридической помощи

     Решение актуальных задач современного этапа, переживаемого Россией, в том числе – построение правового государства и гражданского общества, воспитание социально-ответственного гражданина, неразрывно связано с развитием правового образования в школе. Исходя из понимания того, что правовое образование есть организованная на идее права система воспитательных и обучающих действий, что недостаточно лишь усвоения суммы знаний по предмету.

       Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка. С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения. 

     Учебный суд − настолько богатый метод, что позволяет достигать множества различных целей.

 В ходе учебного суда учащиеся смогут:

1.Получить наглядно-действенный опыт разрешения конфликтов через судебное разбирательство.

2.Получить опыт участника судебного разбирательства.

3.Применить правовые знания на практике.

4.Развить следующие умения и навыки: 

  • отстаивать свою точку зрения,
  • доказывать свою позицию,
  • дискутировать,
  • своевременно и правильно находить и представлять доказательства,
  • публично выступать,
  • логически мыслить,
  • сопоставлять факты и сведения,
  • делать умозаключения и выводы,
  • оперировать нормами права в подтверждение собственных доводов,
  • находить, читать и применять нормы права
  •   тренировать навыки работы в группе, формулирования аргументов и    презентации итогов работы в виде нового продукта
  • использовать тексты нормативно - правовых актов для аргументации своей позиции (разбираться в законодательстве РФ).

 

      В зависимости от содержания учебный суд может проводиться по гражданскому, уголовному или конституционному делу.

     В зависимости от методики проведения выделяют два вида учебных судов: полный и сокращенный. В полном учебном суде задействованы все участники процесса: стороны и их представители, свидетели, эксперты и т.д. В сокращенном учебном суде участвуют только представители сторон (например, адвокаты истцов и ответчиков в гражданском деле; прокуроры и защитники в уголовном деле). В процессе отсутствует стадия судебного следствия, основное время уделяется прениям сторон.

Цели учебного суда:

1.Получение учащимися наглядно-действенного опыта разрешения конфликтов через судебное разбирательство.

2.Получение опыта участника судебного разбирательства.

3.Применение процессуальных знаний на практике и развитие различных умений и навыков.

   

   

За отчетный период были проведены следующие мероприятия:

  1. Тренинги по отработке навыков юридической аргументации и оцениванию аргументов
  2. Учебные суды "Дело о фотографии на паспорте" в  10 -х классах
  3. Учебный суд "Дело о статьях в газете "Вечерний обозреватель" «Дело о флешмобе» в 11 –х классах
  4. Анкетирование «Развитие культуры прав человека через учебные суды»
  5. Дебаты "Ювенальная юстиция в России необходима" в 10  классах
  6. Дебаты "Мораторий на смертную казнь необходимо отменить" в 11 классах
  7. Конкурс эссе "Я бы в судьи пошел..." 7-11 классы
  8. Встречи учащихся 11 , 10   и 5-9 классов   с председателем Орловского областного общества по защите прав потребителей Сотниковой Альбиной Викторовной, а также встречи с работниками прокуратуры, с курсантами 5 курса ОРЮИ МВД РФ

 

      В ходе занятий учащиеся выполнили:

  1. Исследовательские работы: "Из истории ювенальной юстиции", "Суд присяжных: от прошлого к настоящему", "Мировой суд: история становления"
  2. Проектные материалы: "Судебная власть в РФ", "Права ребенка в современной России", "Юридические профессии: полицейский, адвокат, прокурор, судья"

 

            Учебная деятельность детей:

  1. Конкурс эссе "Я бы в судьи пошел...", "Я бы в адвокаты пошел..."
  2. Были проведено 21 учебных суда: "Дело о фотографии на паспорте" в 8 , 9, 10 "классах; "Дело о статьях в газете "Вечерний обозреватель" и «Дело о флешмобе» в 11  классах

 

После занятий учащимся было предложено оценить занятие по 5 бальной системе .

Итоги оценивания:

1) «Интересность занятий» - средний балл 5

2) «Полезность занятий»-  средний балл 4,9

3) «Содержание раздаточных материалов» - средний балл 4,8

      На вопрос "Что вам больше всего понравилось во время учебного суда?" учащиеся давали следующие ответы:

- работал каждый человек в группе, нельзя было спрятаться "за спиной" более активных

- пробовать себя в роли судьи, адвоката, прокурора

- публично выступать, отстаивая определенную позицию.

         На вопрос " Какие умения и навыки приобрел?" учащиеся давали следующие ответы:

- представлять и отстаивать свою точку зрения

- в казусе отделять факты от мнений и оценок

- сравнить описание ситуации с нормой права;

- вырабатывать аргументы в защиту различных позиций, вставать на точку зрения других, что было очень трудно

- цивилизованно вести дискуссию

- объективно оценивать выступления одноклассников, что очень сложно, особенно если это касается друга, но сама обстановка, четкие критерии оценивания  не позволяют быть субъективными

         На вопрос "Что из того, что мы делали на занятиях, пригодится вам в реальной жизни?" были даны следующие ответы:

- находить, читать и применять нормы права.

- разбираться в законодательстве нашей страны

- отстаивать свою точку зрения силой и качеством аргументов, а не их количеством

- умение выступать в суде

- не бояться высказывать свою точку зрения

- быть ответственными за принятые решения

- умение отходить от однозначных оценок при анализе ситуаций

- многие умения пригодятся и для сдачи ЕГЭ, например, при написании обществоведческого эссе необходимо уметь аргументировать свою позицию, а урок-суд как нельзя лучше учит нас отстаивать сою позицию

      Для подготовки к учебным судам, чтобы научить аргументировать позицию помогает ПОПС - формула, а также проведение дебатов по правовым проблемам

Работа участника - педагога:

  • Выступление на методическом объединении классных руководителей, на едином методическом дне
  • подготовлены информационные материалы для сайта

Работа в основном проводилась в 8- 11 классах. Недостаточно привлекались обучающиеся 5-7 классов (в этих классах шла только подготовка к учебным судам, а сами занятия проводились уже в 8- 11 классах)

 

 

МБОУ - лицей № 21 

имени генерала А.П. Ермолова

 г. Орла